Поэтому больше мы смотрели на западные примеры и прежде всего в США, где внебиржевой рынок наиболее крупный в мире и составляет до 10% от биржевого по своим объемам.
Из проанализированных компаний наиболее близкими к нашей концепции и не очень известными в России оказались 2 проекта:
OTC-market (www.otcmarkets.com)
Cуществует аж с 1913 года (!). Один, а их там несколько, из внебиржевых рынков США. Они сами торгуются на NYSE (тикер OTCM), рыночная капитализация $460 млн. На платформе размещено 12 тыс. ценных бумаг, за 2020 год объем торгов составил $445 млрд. На их рынке есть 3 категории бумаг:- OTCQB (аудированные компании, прошедшие оценку, 6% объема торгов).
- OTCQX (венчурные компании, 21% торгов).
- Pink (компании без аудита и верифицированной отчётности, 73% торгов).
Для нас проекты был ценен прежде всего тем, что реализует концепцию рынка внебиржевых акций. Их выручка состоит из:
- Минимальной комиссия (0,04%) от торгов (22% выручки);
- Платежей с пользователей за сервисы (доступ к рынку в онлайн-режиме, отчётности компаний и тд, 39% выручки);
- Платежей компаний за размещение на торгах и сопутствующие сервисы (38% выручки).
StartEngine (startengine.com)
Сразу обращаем внимание, что их сайт почему-то перестал работать из России и нужно изучать его через VPN США. Cуществует с 2015 года. Инвестиционная площадка, на которой стартап может разместить свои акции и продать их частным инвесторам. Также существует вторичный рынок ранее размещенных компаний. По данным площадки всего было привлечено $300 млн. для 500+ компаний. Суть размещения ближе к российскому краудфандингу или всем известному Kickstarter’у. Сообщество инвесторов составляет 500 тыс.человек. Что вызывает восхищение - они сами у себя привлекают инвестиции для своего роста.Их структура выручки уже больше похожа на Rounds, разве, что у нашей платформы отсутствует доход с промо-компаний. промо нет:
- Комиссия от суммы привлеченных средств (70% выручки);
- Консалтинг (15% выручки);
- Промо компаний на площадке, спонсорство и прочее (15% выручки).
Для небольших проектов это более дружественная платформа, нежели OTC-markets, но с более скромными результатами по объему.
Общее у обоих проектов то, что у них есть консалтинг и сопровождение в ходе размещения проекта, потому что для компаний это значительный стресс. И то, что роадшоу (рекламу инвестиционного предложения) компания проводит самостоятельно.
В будущем Rounds придёт к миксу двух подходов этих проектов, с учетом российских реалий малого бизнеса - несколько эшелонов на Rounds с разными требованиями к компаниям, плюс развитие платформы на собственные средства или привлеченные самостоятельно инвестиции.
Пока же мы реализуем концепцию аудированные компании + их собственная оценка, которую рынок или принимает, или нет. При этом, роадшоу (рекламу инвестиционного предложения) компания проводит самостоятельно. Это позволяет платформе остаться третьей стороной в сделке.
Ниже вы можете найти ещё несколько примеров похожих на Rounds проектов.
Надеемся, примеры оказались интересными и завтра поговорим о том, как мы это приземлили в российских реалиях.
Если хотите поговорить об этом, приходите на наши онлайн встречи.
P.S> Больше статей на эту тему по тегу: #ПростопроАО