Telegram
Mail
WhatsApp
Rounds| Новости платформы

Низкие оценки инвест.раундов в России - плохо?

Последние полгода мы слышим рассуждения о том, что благодаря кризису оценки проектов в России должны сократиться на 40–50% и это изменение окажется позитивным для «перегретого» рынка оценок, когда «компании диктовали условия инвесторам». Но, погодите, оценки сократились уже давно, но на этом фоне что-то не видно роста объема инвестиций. Наоборот, статистика выходит всё более печальная (не будем брать месячные разрезы, чтобы совсем не расстраиваться) – объемы инвестиций сократили до 2-х раз. Давайте посмотрим на это с другой стороны.

Среднемесячные расходы более-менее начинающего или среднего стартапа (5–6 человек, разработка, минимальные затраты на офис и накладные расходы) составляют ~1,5М₽. Средний срок фандрайзинга составляет около 6 месяцев. Учитывая это, общая рекомендация для проектов обычно звучит так - имейте запас средств на 1 год работы, чтобы не бегать не переставая за деньгами по рынку. При этом основной источник средств для большинства компаний - инвестиционные деньги, чтобы не говорили про то, что хорошо иметь прибыль и тд. Это справедливо, но не всегда выполнимо с первого дня, особенно для инфраструктурных историй. Это означает, что при burn rate в 1,5М₽, компания должна привлекать в одном раунде не менее 18М₽.

Сколько нужно отдать за эту инвестицию? Можно и 90%, но учитывая, что в компании планируется несколько раундов (чаще всего не меньше 3–4), такую цифру отдать невозможно физически, тк иначе доля фаундеров будет стремиться к 0% (так как в каждом раунде доля старых участников будет размываться), вместе с их мотивацией к работе, что является критично важным для компаний ранних стадий. Поэтому, средняя рекомендация на продаваемую долю составляет 10%–20% от капитала компании на один раунд. Это позволяет получать достаточно средств, но оставлять запас прочности для будущих раундов и сохранять мотивацию основателей компании. Нужно отметить, что в этом есть и интерес самого инвестора – в противном случае компания рано или поздно упрется в «стеклянный потолок» основателей, не желающих проводить дополнительные раунды, чтобы избежать своего размытия и, как следствие, тормозящих развитие компании.
Тут есть обратная, но не менее интересная сторона - слишком большие оценки плохи не только для инвестора, но и компании. Чем на более ранней стадии находится компания, тем на меньшее число метрик опирается её оценка и наоборот - с каждым новым раундом оценка будет становиться всё точнее. Это можно означать, что если на ранних стадиях в компанию проинвестировали "на веру" по слишком большой оценке, то с ростом бизнеса и появлением метрик оценка нового раунда может оказаться ниже предыдущей и уже ранние инвесторы будут блокировать проведение такого раунда.
Блог Rounds