Telegram
Mail
Rounds| Новости платформы

Какому бизнесу подойдет акционирование? (2/8)

Вчера я рассказал про то, какие изменения появились в акционерных обществах и почему это может быть интересно малому и среднему предприятию (МСП). Но МСП - это обширное понятие. По данным налоговой, в России насчитывается 5,5 млн. микро, малых и средних предприятий. Кому из них может подойти акционирование как инструмент привлечения инвестиций?
- - - - -
Итак, определим критерии каким компаниям подойдет акционирование:
  • Предприятие должно быть готово делиться с инвесторами информацией о своей деятельности. Я считаю это один из важнейших пунктов, так как именно открытость компании и её руководства, а также последовательность в соблюдении данных инвесторам обещаний есть ключевой залог успеха привлечения розничных инвестиций. В истории Rounds и в личном опыте я видел кейсы, когда инвестор раскладывал по проектам по 100 тыс.рублей, а потом, если проект проявлял себя адекватно вкладывал до 30 млн.рублей на следующих раундах. Да далеко ходить не нужно - ДоДо тому пример.
  • Деньги привлекаются не для пополнения оборотных средств. Так как это инвестиции в капитал, то это просто избыточно дорого для бизнеса в долгую. Если конечно, это не супер-маржинальный бизнес, который оборачивает средства 3-5 раз за год. При этом, акционирование может подойти, если компания покупает какие-то активы, например, недвижимость, которая не только является мани-мэйкером, но и может в будущем выступить залогом.
  • Сумма привлечения инвестиций от 20 млн.рублей за любую долю. Такая сумма определяется очень просто. Привлечение розницы - это не бесплатный процесс. Нужно быть готовым вложить до момента привлечения до 1 млн.рублей (регистрация, доп.эмиссия, консалтинг, средства на рекламу предложения), а общая сумма расходов на сопровождение процесса может достичь 8% - 9%. И если сумма привлечения будет составлять меньше 20 млн.рублей, это может быть просто экономически нецелесообразным.
  • Деньги нужны не завтра. Сам процесс может занять до 3-х месяцев, включая создание АО, выпуск акций, подготовка документов для размещения, проведения роадшоу. Поэтому это точно не формат привлечь инвестиции завтра. Но зато потом можно спокойно год продавать акции.
  • Пока я бы сказал, что выручка предприятия сейчас должна быть от 10 до 200 млн.рублей. Нижняя планка - чтобы просто потянуть расходы на сопровождение процесса, верхняя планка возникает, из-за того, что компания будет себя оценивать условно 3-5 выручек, то есть 600-1 000 млн.руб, продавать 10%-20%, и раунд может получиться более 60 млн.рублей. Я бы пока рекомендовал ориентироваться на 30-50 млн.рублей, просто потому что рынок новый и инвесторы еще не акклиматизировались. Нужно год-два, чтобы набрать кейсов или иметь большой социальный или PR капитал. Тогда можно закрывать и по 500 млн.рублей.


Всего по последнему требования в России 659 186 организаций. Какие мы видели живые кейсы, чтобы добавить яркости красок?
  • Подтвердил первые продажи, нужны деньги на масштабирование бизнеса - вложиться в новые станки и продажи
  • Открыли бизнес, проработали год, бизнес работает в плюс, но хочется вернуть займы на которые открывали бизнес.
  • Уже 5 лет на рынке, работают в плюс, но нужны деньги, чтобы выйти из малого бизнеса в средний.
  • Планирую выкупить партнёров, которые возникли на старте.
  • Запускаю бизнес по франшизе, меня одобрили как партнёра, но личных средств немного не хватает.
  • Нужны средства для расширения производства, приобретения оборудования, масштабирования бизнеса.
  • Нужны средства для MBO (сделка по выкупу топ-менеджментом) действующего предприятия.

Возникает последний вопрос - почему предприятию не воспользоваться займом или кредитом? Ну, во-первых, займов выдают пока жалкие крохи (все цифры за 2020 год) - на 60 млрд.рублей. Кредитов - на 6,2 трлн.рублей. Но даже кредиты получило всего 15% предприятий МСП, а без учета льготных ковидных кредитов - только 10%.

Но даже если МСП получило займ, то его нужно вернуть в среднем за 6 месяцев (средний срок краудлендига), а кредит за 36 месяцев (статистика Банка России). Возникает вопрос - что можно успеть за этот срок, если это действительно значимые инвестиции? Но опять же, у каждого инструмента есть свой плюс - займов скорость поучения, у кредитов - ставка.

Но в целом, я исхожу из того, что по-настоящему длинные деньги для МСП сейчас - это только продажа доли. А если продажа доли, то акционирование. Более того, я считаю, что компания, которая научится работать с рынком розничного инвестирования и будет добросовестно и открыто вести себя по отношению к инвесторам, в рамках России получит доступ к практически неограниченному рынку привлечения инвестиций. Потому что в общей сложности у физических лиц в РФ на брокерских и банковских счетах более 32 трлн. (!) рублей.

И проведя акционирование однажды, продолжая расти и ведя открытую коммуникацию с инвесторами, ваша компания можете выпускать новые акции и привлекать новые инвестиции - у вас уже будет готовая схема работы и лояльные инвесторы для последующего привлечения инвестиций.

Окей, возникает вопрос - зачем это может быть нужно инвестору? Напишу завтра.

Если хотите поговорить об этом, приходите на наши онлайн встречи.

P.S> Больше статей на эту тему по тегу #ПростопроАО
Блог CEO ПростопроАО