На каких инвесторов рассчитано акционирование малого и среднего бизнеса (3/8)?
Вчера мы с вами задались вопросом - для какого бизнеса может подойти акционирование и ответили на него. Сегодня взглянем на эту ситуацию с другой стороны и поразмышляем - а зачем розничному инвестору участвовать в акционировании малых и средних предприятий (МСП)? На самом деле тут все гораздо проще. - - - - - - - - На наш взгляд, основной смысл акционирования МСП и работы Rounds - дать инвестору возможность приобрести акции перспективной компании на этапе preIPO, до начала её публичного размещения. При этом в нашей идеальной картине мира, часть компаний, ранее размещенных на Rounds дорастут до требований биржи и разместятся публично. А для остальных мы создадим вторичный внебиржевой рынок, где акции этих компаний могут быть проданы другим инвесторам или учредителям компаний.
Кто же такой розничный инвестор? С нашей точки зрения - это физические лица и ИП, инвестирующие от 50 тыс. до 10 млн.руб. (в среднем 400 тыс.руб.) в сделку, на горизонте 3-5 лет. Возможная цель - получать дивиденды в районе 20% годовых сейчас и/или возможность продать долю дороже через несколько лет при целевом росте не менее чем 3Х за 3 года. Важно отметить, что так как это один из самых рискованных сегментов инвестиций, вкладывать сюда все или последние деньги точно не стоит. Мы даже в описании проектов пишем: "Обращаем внимание, что инвестиции в компании малого бизнеса обладают не только потенциалом высокой доходности, но и значительной степенью риска, выражающегося в возможности потери всех инвестированных средств. Поэтому просим детально изучить предлагаемую компанией информацию, а также убедиться, что уровень доходности по вашей сделке компенсирует уровень потенциальных рисков по ней".
Кстати, мы обнаружили интересное поведение - инвесторы действительно раскладывают в сделки по 300 - 400 тыс.руб, а потом в те проекты, что проявляют себя открыто по отношению к инвесторам и выполняют свои обязательства добавляют еще денег, но уже значительно больше. Когда анализировали сделки для целей критериев 115-ФЗ, нашел пример, когда сверху было вложено 20 млн.руб. А последний кейс по размещению второго раунда Grows показал, что 50% суммы забрали инвесторы первого раунда.
Почему именно такие цифры с точки зрения доходности? Ответ прост - с точки зрения дивидендов мы ориентируем размещающиеся проекты на альтернативные инструменты вложения средств, доступные инвесторам. В схожих сегментах это ВДО на бирже и краудлендинг со ставками 15-25% годовых, но меньшими сроками (6 месяцев), облигации на бирже (5-9% годовых).
В данном случае сделка более рискованная и я считаю, что даже дивиденды должны компенсировать этот риск. Но если бизнес активно растёт, то распределять дивиденды в первые три года после привлечения инвестиций может оказаться неэффективным для бизнеса. Поэтому большая часть предложений компаний ориентирована на рост выручки в первые три года, а в дальнейшем распределение дивидендов. Часть компаний уже сейчас заявляют о своем желании разместиться на бирже. А так как в этом сегменте дефолтность может достигать 20% капитала (как мы видим и по опыту прошлых проектов размещенных на Rounds), то только уровень доходности 3Х за 3 года компенсирует эти потери и позволяет зарабатывать 15-20% на круг.
Для меня, как для инвестора, сделки на Rounds с точки зрения имеют ряд сильных сторон:
Доступ к сделкам. Главное, я считаю, что сейчас только на Rounds у розничных инвесторов есть доступ к сделкам и акциям компаний МСП, которые он бы сам не факт что нашел. Плюс, эти компании имеют перспективы роста выше биржевых ценных бумаг.
Контроль ЦБ. Так как Rounds подконтролен Банку России и ежеквартально отчитывается ему, то сделки через Rounds максимально законны и вероятность того, что она будет как-то оспорена в дальнейшем стремится к нулю.
Онлайн и без нотариуса. Что немаловажно, сделка совершается в онлайн, в безопасной и комфортной среде. И без посещения нотариуса. Кто покупал или продавал доли в ООО - вы не ослышались. БЕЗ ПОСЕЩЕНИЯ НОТАРИУСА.
Требования к проектам. Информация о проектах стандартизирована, и приведена к единому виду, а сами проекты должны соответствовать требованиям платформы для размещения, в том числе - аудит прошлых результатов деятельности у аудиторской компании, а в ряде сделок также иметь заключение оценщика.
Лид-инвесторы. Кроме того, я также уверен, что в ближайшем будущем, когда рынок акционирования МСП наберёт обороты, Rounds сможет предложить сделки с лид-инвестором. В этом случае крупный или известный игрок будет выкупать часть размещения, а остальное будет доступно розничным инвесторам. Ситуация win-win. Лид-инвестор находит проект, прорабатывает с ним стратегию развития, помогает подготовить материалы, разместиться и получает за это специальные условия, например, по оценке. А розничный инвестор видит проект с профессиональным игроком на борту.
ПИФ акций МСП. Одновременно, я думаю, что у нас появится индексный фонд инвестирующий во всех сделки, размещенные на Rounds и таким образом, автоматически распределяющий капитал инвесторов, а значит снижающий риски для них. Некий аналог ПИФ, но для инвестиций в МСП. Несколько крупных финансовых игроков уже заинтересовался этой темой.
Ну и последний вопрос. Сколько же потенциально таких розничных инвесторов? В октябре 2021 число физических лиц, имеющих счета на Московской бирже достигло 25 млн. человек. Год назад их было 4 млн. Число активных инвесторов (совершающих сделки) составило 2,5 млн.человек. Сумма на брокерских счетах физлиц составляет 6,7 трлн.рублей. Я бы сказал, что с точки зрения инвесторов это SAM (доступный объем рынка) – клиентский сегмент или объем рынка, в рамках которых потребитель готов купить продукты или услуги – такие же, как предоставляет ваш бизнес. Радует, что в настоящее время он растет. Кстати, услуги Rounds для инвесторов бесплатны.
Завтра поговорим про аналогичный рынок в мире - как это работает у них там.