Вчера я рассказал про то, какие изменения появились в акционерных обществах и почему это может быть интересно малому и среднему предприятию (МСП). Но МСП - это обширное понятие. По данным налоговой, в России насчитывается 5,5 млн. микро, малых и средних предприятий. Кому из них может подойти акционирование как инструмент привлечения инвестиций? - - - - - Итак, определим критерии каким компаниям подойдет акционирование:
Предприятие должно быть готово делиться с инвесторами информацией о своей деятельности. Я считаю это один из важнейших пунктов, так как именно открытость компании и её руководства, а также последовательность в соблюдении данных инвесторам обещаний есть ключевой залог успеха привлечения розничных инвестиций. В истории Rounds и в личном опыте я видел кейсы, когда инвестор раскладывал по проектам по 100 тыс.рублей, а потом, если проект проявлял себя адекватно вкладывал до 30 млн.рублей на следующих раундах. Да далеко ходить не нужно - ДоДо тому пример.
Деньги привлекаются не для пополнения оборотных средств. Так как это инвестиции в капитал, то это просто избыточно дорого для бизнеса в долгую. Если конечно, это не супер-маржинальный бизнес, который оборачивает средства 3-5 раз за год. При этом, акционирование может подойти, если компания покупает какие-то активы, например, недвижимость, которая не только является мани-мэйкером, но и может в будущем выступить залогом.
Сумма привлечения инвестиций от 20 млн.рублей за любую долю. Такая сумма определяется очень просто. Привлечение розницы - это не бесплатный процесс. Нужно быть готовым вложить до момента привлечения до 1 млн.рублей (регистрация, доп.эмиссия, консалтинг, средства на рекламу предложения), а общая сумма расходов на сопровождение процесса может достичь 8% - 9%. И если сумма привлечения будет составлять меньше 20 млн.рублей, это может быть просто экономически нецелесообразным.
Деньги нужны не завтра. Сам процесс может занять до 3-х месяцев, включая создание АО, выпуск акций, подготовка документов для размещения, проведения роадшоу. Поэтому это точно не формат привлечь инвестиции завтра. Но зато потом можно спокойно год продавать акции.
Пока я бы сказал, что выручка предприятия сейчас должна быть от 10 до 200 млн.рублей. Нижняя планка - чтобы просто потянуть расходы на сопровождение процесса, верхняя планка возникает, из-за того, что компания будет себя оценивать условно 3-5 выручек, то есть 600-1 000 млн.руб, продавать 10%-20%, и раунд может получиться более 60 млн.рублей. Я бы пока рекомендовал ориентироваться на 30-50 млн.рублей, просто потому что рынок новый и инвесторы еще не акклиматизировались. Нужно год-два, чтобы набрать кейсов или иметь большой социальный или PR капитал. Тогда можно закрывать и по 500 млн.рублей.
Всего по последнему требования в России 659 186 организаций. Какие мы видели живые кейсы, чтобы добавить яркости красок?
Подтвердил первые продажи, нужны деньги на масштабирование бизнеса - вложиться в новые станки и продажи
Открыли бизнес, проработали год, бизнес работает в плюс, но хочется вернуть займы на которые открывали бизнес.
Уже 5 лет на рынке, работают в плюс, но нужны деньги, чтобы выйти из малого бизнеса в средний.
Планирую выкупить партнёров, которые возникли на старте.
Запускаю бизнес по франшизе, меня одобрили как партнёра, но личных средств немного не хватает.
Нужны средства для расширения производства, приобретения оборудования, масштабирования бизнеса.
Нужны средства для MBO (сделка по выкупу топ-менеджментом) действующего предприятия.
Возникает последний вопрос - почему предприятию не воспользоваться займом или кредитом? Ну, во-первых, займов выдают пока жалкие крохи (все цифры за 2020 год) - на 60 млрд.рублей. Кредитов - на 6,2 трлн.рублей. Но даже кредиты получило всего 15% предприятий МСП, а без учета льготных ковидных кредитов - только 10%.
Но даже если МСП получило займ, то его нужно вернуть в среднем за 6 месяцев (средний срок краудлендига), а кредит за 36 месяцев (статистика Банка России). Возникает вопрос - что можно успеть за этот срок, если это действительно значимые инвестиции? Но опять же, у каждого инструмента есть свой плюс - займов скорость поучения, у кредитов - ставка.
Но в целом, я исхожу из того, что по-настоящему длинные деньги для МСП сейчас - это только продажа доли. А если продажа доли, то акционирование. Более того, я считаю, что компания, которая научится работать с рынком розничного инвестирования и будет добросовестно и открыто вести себя по отношению к инвесторам, в рамках России получит доступ к практически неограниченному рынку привлечения инвестиций. Потому что в общей сложности у физических лиц в РФ на брокерских и банковских счетах более 32 трлн. (!) рублей.
И проведя акционирование однажды, продолжая расти и ведя открытую коммуникацию с инвесторами, ваша компания можете выпускать новые акции и привлекать новые инвестиции - у вас уже будет готовая схема работы и лояльные инвесторы для последующего привлечения инвестиций.
Окей, возникает вопрос - зачем это может быть нужно инвестору? Напишу завтра.